Отдых в Карелии. Дороги, маршруты, экскурсии, рекомендации

Здравствуйте, дорогие друзья!

Наконец-то созрело ранее запланированное интервью с представителем органа исполнительной власти, курирующего развитие туризма в Республике Карелия, анонсирование которого было в статье посвященной отдыху в Карелии. Скажу честно — непростая эта работа получить с чиновников желаемое. В данном случае, мне нужен был специалист качественно знающий  тематику вопросов и профессионально подходящий к своему делу — чтобы интервью действительно несло смысловую нагрузку, а не превратилось в пустую формальность. Воспользовавшись административным ресурсом (по-другому ни как) мне удалось найти именно такого специалиста.  Итак, представляю вам   Геннадия Андреевича Тимохова, консультанта управления по туризму Министерства культуры Республики Карелия. Мне его ответы понравились, надеюсь, понравятся и вам. Тон интервью постарались сделать «полу-формальным», чтобы не звучал как сводка новостей.

Традиционно — поехали:

 

Интервью с Геннадием Тимоховым о Карелии

Тимохов1

Здравствуйте, Геннадий Андреевич! Рад видеть Вас у себя  на сайте. И еще раз благодарю за то, что откликнулись на мою просьбу.

Здравствуйте! Мы всегда открыты для людей — обращайтесь, без внимания не оставим.

Начнем?

Конечно!

Вопрос:  Сразу к делу. Какова стратегия развития Карелии с точки зрения развития туризма на ближайшие годы?

Г. Тимохов: Как я понял ответы должны быть просты и понятны, попробую перевести на доступное, пером написанное в одном из недавних стратегических документов Республики Карелия (кто пожелает сможет найти данный документ в недрах интернета). Цитирую: «развитие приоритетных секторов туристской индустрии, базирующихся на естественных и искусственных конкурентных преимуществах и характеризующихся максимальным мультипликативным эффектом;
выделение и развитие наиболее перспективных туристских центров и территорий в регионе, выступающих в качестве центров формирования туристского кластера».
Перевожу. Ставка делается на развитие следующих видов туризма: активный туризм (спортивный и «около спортивный», самостоятельно автомобильный, экологический), культурно-исторический туризм (точнее познавательный, как коллективно, так и индивидуально) и семейный отдых. Уточню, это далеко не полный перечень. Планируется уделять внимание всему доступному для нашего региона спектру в категории туризм. Например — «безбарьерный» туризм (http://gov.karelia.ru/gov/News/2016/07/0706_18.html) или «Социальный туризм для граждан старшего поколения»http://gov.karelia.ru/News/2016/07/0701_27.html

Вопрос: На сайте правительства Карелии было анонсировано создание туристско-рекреационного кластера «Южная Карелия». Что уже сделано в этом направлении?

Г. Тимохов: Данный проект, вместе с похожим инвестиционным проектом «Создание автотуристского кластера «Беломорские петроглифы» планомерно реализуются. Оба проекта включены в число мероприятий федеральной целевой программы. В текущем году выделены бюджетные средства на начало строительства двух подъездных дорог к знаковым туристским объектам Карелии — Горному парку «Рускеала» и к водопаду «Белые мосты» (Юканкоски). Ввод указанных объектов в эксплуатацию планируется соответственно во втором и в четвертом квартале следующего года.
Одновременно инвесторами обоих проектов, за счет собственных средств создаются туристские объекты. За полтора года вложено более 100,0 млн. рублей. Созданы и ведутся работы более чем на 40 объектах. А главное, наряду с традиционными объектами туристской экономики (гостиницы, базы отдыха, пункты питания и т.п.) создаются объекты туристского показа — будущие центры притяжения.
Есть среди них и уникальные. Например подземный маршрут в упомянутом горном парке или открытие 2016 года — Подземный военно-исторический и геологический музей на объекте «Гора Филина».

Вопрос: Понятно, что было выделено несколько ключевых групп туристов, на привлечение которых ориентировано создание кластера. Каких именно туристов в первую очередь вы хотите привлечь в свой регион?

Г. Тимохов: Презентации, подготовленные к конкурсному отбору можно посмотреть на сайте Ростуризма Южная Карелия, Беломорские петроглифы и самому сделать интересующий вывод — на кого ориентировано… Полагаю, вывод будет близок к варианту — На всех!
А кто попадет в категорию «в первую очередь», тоже не сложно догадаться — жители Карелии.
Почему?
Все очевидно: создаваемые в рамках кластеров туристские объекты становятся, если не градо или деревнеобразующими предприятиями, то центрами активной жизни прилегающих территорий уж точно!
А по проторенной дороге и жители ближайших и «не очень» и даже «далеко не очень» — присоединятся! Карелия рада всем!!!

Вопрос: Что в первую очередь необходимо изменить или добавить в части мероприятий, чтобы массово привлечь среднестатистического туриста в ваш удивительный край?

Г. Тимохов: Тоже, что и везде: доступность, качество, возможность выбора, приемлемость в цене и, безусловно — безопасность.
Только это не часть мероприятий, а постоянная, кропотливая, порой незаметная и не ожидаемо оцениваемая, конфликтообразующая, но столь необходимая работа! И поверьте, она, настоящими работниками, не «мотыльками однодневками» (без них ни куда, на мёд тянет всех), тур индустрии Карелии делается постоянно!
А из мероприятий можно выделить эксклюзив, присущий далеко не всем территориям. Для Карелии — это обыгрыш темы чудесной (а оно так и есть ) — темы природы. Это и делалось ранее и делается сейчас! Мы сами любим, и гостей призываем любить ПРИРОДУ — мать нашу!

#prostokarelia!!!

#prostokarelia

 

Вопрос: Многие туристы со стажем опасаются за экологию Карелии в случае массового наплыва туристов, в частности, в случае развития вышеупомянутого кластера. Каждому рыболову и туристу хорошо известно, во что превратились берега Оки и Волги в местах активного паломничества туристов. Словосочетание «помойная выгребная яма» как никогда близко подходит к тем местам. Культура отдыха у ряда «быдло-отдыхающих» далеко не на высоте. Каким образом будет оберегаться природа Карелии при данном стечении обстоятельств?

Г. Тимохов: Согласен, беда такая есть. Вопрос сложный. Ответы не однозначны. С подобными проблемами и карельские турфирмы сталкиваются. Остатки не гниющего пластика по берегам популярных для сплава рек — просто беда! Раньше консервные банки и бумага за три — пять лет в той или иной степени природой или с помощью активистов утилизировалась, сейчас нет.
Как будет оберегаться, или точнее что эффективно может повлиять на уменьшение этого негативного процесса, могу только предположить: Где есть хозяин — там есть порядок. А уж как государство решит «создавать» хозяев и как скоро это будет делать вопрос очень дискуссионный.
Но повторюсь, наиболее перспективный путь к решению данной проблемы — наличие хозяина!
Кто это будет, муниципалитет с бюджетом и полномочиями, инвестор, общественная организация…, вопрос второй. Нужен хозяин с полномочиями и ответственностью. Да и стимулы в виде «кнута» и «пряника» для такого хозяина лишними не будут!
За примерами далеко ходить не надо. Рускеала и Гора Филина, до недавнего вполне обозримого времени (2004 и 2007 года) были, не смотря на свою уникальность, хранилищем далеко не самой приятной людской жизнедеятельности.
А сейчас, не поленитесь, посетите, посмотрите, убедитесь!
И ещё. Главное видится, чтоб при определении «хозяина» приняты были меры социального характера, так называемые сервитуты (ограниченное право пользования чужой вещью в земельных отношениях) для определенных возможностей и категорий граждан. Забор вокруг охотничьего хозяйства (живой пример) с одной стороны хорошо, безопасно, «мусороликвидирующе», но суд стал на стороне местных жителей и забор придется убрать.
На вашем сайте видел комментарий Николая, процитирую его: «Рекомендую подсказать администрации установить по трассе мусорные контейнеры, что бы туристы и отдыхающие могли оставить мусор там, а не в лесу.
Больше пропаганды и рекламы социальной на тему:»Выкинул мусор в урну — сберег природу для потомков.»
Надо постоянно напоминать о правилах поведения человека в лесу и на воде, о соблюдении правил охоты и рыбалки в период нереста. Вести пропаганду запрета сетей и вырубки леса». Как раз в этом направлении мы работаем. Но, к сожалению, одних табличек и рекламных слоганов мало, культуру и менталитет недобросовестных отдыхающих невозможно изменить в одно мгновенье.

Мраморный каньон Рускеала

Мраморный каньон Рускеала

 

Вопрос: Что бы Вы в первую очередь порекомендовали посетить туристам, прибывшим в первый раз в Карелию? Хотелось бы получить пару проверенных маршрутов, чтобы людям не ломать голову и не переживать, что «что-то пойдет не так».

Г. Тимохов: До прибытия: 1. Посетить сайт — Карелия туристский портал http://www.ticrk.ru и настроиться, что это будет первая, но далеко не единственная поездка. Как не крути, а «… долго будет Карелия сниться, будет сниться с этих пор..»(первого посещения и до бесконечности…);
2. Определиться что Вы хотите, «на» чём и «за» сколько…, а куда ехать: в проверенные «бренды» — Кижи, Кивач, Валаам, Петрозаводск или в места лишь набирающие популярность среди туристов — водопад «Воицкий падун», находящимся по мнению М.М. Пришвина «В краю непуганых птиц» (кстати за 100 прошедших лет ситуация в части птиц, не сильно изменилась), «Шаваньская плотина» (одно из трех сохранившихся в мире деревянных сооружений подобного типа) или «Варашев камень (Пограничный камень)» охраняющий покой Ладоги в п. Погранкондуши или сам поселок с предками данным уникальным названием — ЗНАЧЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ. Любое путешествие по КАРЕЛИИ, по любому маршруту это Ваша «лебединая песня», которую только Ваше вдохновение может создать и ни кто, как бы ни хотел, не сможет повторить!
Михаил Пришвин, после посещения упомянутого выше водопада оставил его описание, в котором есть и такие слова: «Трудно сосредоточиться, немыслимо отдать себе отчет, что же я вижу? Но тянет и тянет смотреть… Очевидно, какие-то таинственные силы влияют на …». Интерполируйте многоточие на слово КАРЕЛИЯ или на то название места в Карелии, которое вы посетили и убедитесь в правильности слов гениального писателя.
Это — Карелия, #prostokarelia
Ну а уж если без совета невмоготу – обратитесь к профессионалам от государства, и они обязательно дадут желаемую Вами объективную консультацию на сйте  http://www.ticrk.ru

Место силы - водопад Воицкий Падун

Место силы — водопад Воицкий Падун

 

Вопрос: Перейду к проблемным вопросам. Дороги. Что не так? И самое главное, когда изменится ситуация?

Г. Тимохов: С дорогами ситуация как раз улучшается. Вопрос, с чем сравнивать?
Относительно 2008 года протяженность федеральных трасс по территории Республики Карелия увеличилось более чем в два раза. К трассе «Кола» (СПб – Мурманск – граница с Норвегией) добавились трасса «Сортавала» (СПб – Сортавала – Пряжа) и автодорога Вологда – Медвежьегорск. За прошедшие годы и указанные дороги приведены почти в идеальное состояние. Проезд стал доступным и комфортным.
В 2016 году федеральной стал участок дороги от г. Петрозаводск до аэропорта с одноименным названием. Начались активные дорожно-восстановительные работы, а к следующему году обещают, капитально отремонтировать всю дорогу целиком http://gov.karelia.ru/gov/News/2016/07/0704_12.html. И знаете, судя по тому, что сделано за два месяца, очень верится в реальность заявленного.
Рассматривается вопрос придания статуса дороги федерального значения и пятидесяти километровому участку от г. Сортавала до МАПП (международный автомобильный пункт пропуска) Вяртсиля.
Процесс, как говорится — продолжается, и уже сегодня сделать увлекательное трех – пяти дневное авто путешествие по удобным автомобильным дорогам Карелии вполне реально. Гостевой сервис, как рядом с трассами (от 1 до 10 км), так и на незначительном расстоянии (до 50 – 70 км) присутствует в достаточном количестве. В пространствах интернета, включая и указанный официальный сайт туристского портала Республики Карелия, информации достаточно, нужно набраться терпения и найти желаемую информацию.
На территориальных дорогах ситуация не такая радужная, но тоже определенная динамика в степени улучшения просматривается. Хорошим подспорьем стало выделение средств взимаемых в бюджет через систему «Платон». В текущем году Карелии выделено 750,0 млн. руб., в том числе на ремонт автодорог в г. Петрозаводске — 450,0 млн. руб. Надеемся, это благое дело и дальше продолжится.
А сейчас, у любителей автопутешествий есть ещё шанс увидеть асфальт уложенный «методом смешения на дороге». Прогрессивная, надо сказать, для своего времени, 60 – 70 годы века минувшего, технология. Мало кто помнит, но именно она позволила сделать прорыв в дорожной отрасли и за достаточно короткий промежуток времени страна получила тысячи, если не десятки тысяч километров шоссейных дорог.
В некоторых странах, такие участки дорог превращают в музей под открытым небом. Есть шанс, увидеть подобные раритеты и на наших дорогах. Как вы понимаете, экспонатов «исчо» предостаточно!

Обычный общественный туалет в Карелии

Обычный общественный туалет в Карелии, там где есть хозяин

Продолжение следует…

Да, думаю на сегодня достаточно букв. Во второй части интервью уже более детальная информация: куда жаловаться если вы столкнулись с недобросовестным сервисом; об актуальной карте Карелии; где можно, а где нельзя останавливаться на природе; будут ли в Карелии созданы отели с концепцией all inclusive; и прочие интересующие нас вопросы.

На этом, на сей раз всё.

Путешествуйте по родной стране.

Всегда ваш,

Д.М. Митрофанов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *